Профилактика правонарушений

 

 

 

                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                      Директор МБОУ«Скальнинская СОШ»

                                                     ___________________Е.А.Трофимова

                                                                 «__»______________2012 г.

     

 

 

                              ПРОГРАММА «ПОДРОСТОК»

по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся МБОУ «Скальнинская СОШ»

 на 2012-2013 гг.

 

 

 

 

                                            п.Скальный

ПРОГРАММА «ПОДРОСТОК»

по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения учащихся МБОУ «Скальнинская СОШ» на 2012-2013 гг.

 

 

 

Составители:

 Игнатьева Т.М., исполняющий обязанности социального педагога МБОУ «Скальнинская СОШ»

 

 

Программа разработана на основе следующих документов: 

1.    Конституцией РФ.

2. Закон РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.)

3.    Закон РФ «Об образовании»(№122 в последней редакции от 22.08.2004г.)

4.    Кодекс РФ об административных правонарушениях (от30.12.2001года).

 5.  Конвенция о правах ребенка.

 

  Содержание

I.Основные положения Программы.                                         

1.1. Пояснительная записка.                                  

1.2. Цель и задачи Программы.

  II.  Общая характеристика содержания работы.

2.1. Информационно-просветительской  деятельности.

2.2. Диагностическая работа.

2.3.Практическая деятельность

  III.  План мероприятий по реализации Программы.

3.1.Способы достижения поставленных целей.

3.2. Примерное распределение времени по классам.

3.3. Общие мероприятия.

3.4. Примерные темы лекций для родителей.

 

  IV. Прогнозируемые результаты реализации Программы.

4.1.Критерии, показатели и способы изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности в направлении реализации правового воспитания и законопослушного поведения.

 V.  Координация и контроль реализации Программы.

 

 

I.Основные положения Программы

1.1.Пояснительная записка

      Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

      Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных  средств правового воспитания является юридическая ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в городе , в целом по стране.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 12-16 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

     В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 от   24.06.1999г., ст.14.5  подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

    Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников  в настоящее время в стране достаточно актуальна.

    В  последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала  одной из главных. Рост  правонарушений  и  преступности в обществе, а  следовательно и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и  не занимающихся воспитанием, содержанием детей  является  основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения  как учащихся, так и их родителей.

    Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с  воспитания гражданина.

 

1.2.Цель и задачи Программы

   Цель – формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания;  оптимизация познавательной деятельности, профилактика  безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

   Задачи:

1.    Воспитание у школьников  уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2.    Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и  педагогов.

3.   Усилить профилактическую работу по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения   школьников.

4.   Активизация  разъяснительных работ среди учащихся и  родителей  по  правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье.              

 5. Раскрытие творческого потенциала воспитанников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

 

II.Общая характеристика содержания работы

         Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.

2.1.Информационно-просветительская деятельность

предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий:

 

 1.Расширение направлений информационно-пропагандистской работы с     

   использованием периодических изданий( по согласованию)

2.Выпуск и распространение информационно-методических материалов

для учащихся, родителей, педагогов по вопросу формирования законопослушного поведения школьников;

3. Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера                           для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

4.Формирование базы данных для информационно-методического              обеспечения деятельности организаций и лиц, принимающих участие в реализации Программы;

2.2.Диагностическая работа

предполагает использование ряда специальных методов:

1.Проведение социологических опросов среди субъектов профилактики по вопросам правового воспитания, изучение личностных особенностей учащихся, влияющих на формирование правового самосознания;

2.Изучение личностных особенностей учащихся, влияющих на формирование правового самосознания;

3.Создание в образовательных учреждениях банка данных о детях с отклонениями в личностном развитии на основе анализа результатов  диагностического исследования;

4.Проведение мониторинга занятости учащихся, в том числе « группы риска» в каникулярное период.

2.3.Практическая деятельность

1.Разработка образовательных, воспитательных технологий и методов, отбор материала, способствующего формированию законопослушного поведения учащихся;

2.Проведение обучающих семинаров-совещаний, лекториев, круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, прокуратуры, СМИ, Центра занятости населения).

 

 3.Проведение профессиональной ориентации подростков на будущую работу в правоохранительных органах, воспитание готовности к достойному служению обществу и государству;

4.Проведение профилактических мероприятий в рамках «Дней правовых знаний», «День здоровья»;

5. Проведение родительских собраний «День семейного права « с приглашением специалистов по рассматриваемым вопросам;

6. Проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера в  образовательном учреждении для учащихся , родителей правового воспитания.

7.Равитие деятельности ученического самоуправления в образовательном учреждении;

8.Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб  по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения учащихся.

 

III.План мероприятий по реализации Программы

 

№ п/п

Содержание работы

Срок исполнения

Исполнитель

1

Координация взаимодействия с ПДН, КДН и ЗП, с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских  собраний, правового лектория с учащимися.

Сентябрь

ежегодно

Соц.педагог

2

Составление банка данных на учащихся,  находящихся в социально-опасном положении.

Октябрь

ежегодно

Соц.педагог

3

Организация правовых уроков,  деятельность которых направлена на формирование законопослушного поведения школьников в образовательных учреждениях.

 В течение года

Учитель обществознания

4

Проведение семинаров для  педагогов  по данному направлению.

2 раза в год

Соц.педагог, учителя предметники

5

Анкетирование воспитанников с целью выявления их интересов и склонностей.

По необходимости

Соц.педагог

6

Тематические родительские собрания.  

Ежегодно

Инспектор ПДН,

Соц.педагог

7

Занятия учащихся в творческих объединениях и спортивных секциях

по расписанию

2012-2013

Кл.руководители

ПДО

8

Акции , посвящённые данной теме, спортивные мероприятия

В течение года

Соц.педагог, кл.рук-ли

9

Фотоконкурс – выставка «Уделяйте время спорту!»

 

Май

2012 г

       2013г.

Соц.педагог

10

Цикл тематических бесед и видео показов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.

В течение всего периода

Инспекторы  ПДН и ГИБДД

11

Проведение бесед, викторин, дискуссий с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения.

В течение всего периода

кл.руководители

12

Международный день детского Телефона Доверия

17 мая

ежегодно

Зав.отделом, методист, ПДО

13

Создание компьютерной презентации «Рассказ о нас»

Май

2012г

2013г

Учитель информатики

20

Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов.

Май ежегодно

Инспектор ПДН и ГИБДД, Соц.педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.Способы достижения поставленных целей и задач:

1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один-два классных часа в четверть.
2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.
5. Для родителей разрабатывается цикл лекций по правовой тематике.

3.2.ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО КЛАССАМ

Начальная школа

1класс

ТЕМА 1. Знакомство с правилами школьной жизни.

ТЕМА 2. Правила общения.

ТЕМА 3. Главные ценности нашей жизни (дом, семья, Родина…)

ТЕМА 4. Правила личной безопасности.

ТЕМА 5. Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

                                                               2класс

ТЕМА 1. Человек в мире правил (правила поведения в общественных местах, дома, в школе).

ТЕМА 2. Государственная символика.

ТЕМА 3. Основные обязанности и права ученика.

ТЕМА 4. Устав школы.

ТЕМА 5. Что такое закон? Главный закон страны.

                                                              3 класс

ТЕМА 1. Я – гражданин России.

ТЕМА 2. Гражданин и обыватель.

ТЕМА 3. Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»

ТЕМА 4. Как государство может защитить права ребенка?

ТЕМА 5. Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка»                         

                                                              4 класс

ТЕМА 1. Человек в обществе (Зависимость человека от общества)

ТЕМА 2. Что такое закон? (Правила нашей жизни, Устав школы, Правила поведения в школе)

ТЕМА 3. Равенство прав людей от рождения.

ТЕМА 4. Ответственность. Мораль и законы.

ТЕМА 5. Декларация прав ребенка.

 

 

Основная школа

5 класс

ТЕМА 1. Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека».

ТЕМА 2. Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?

ТЕМА 3. Правовое государство (Понятие правового государства)

ТЕМА 4. Правоохранительные органы (Задачи и их функции).

ТЕМА 5. Права человека и порядок в обществе.

 

6 класс

ТЕМА 1. За что ставят на учет в милицию?

ТЕМА 2. Правопорядок в школе. За что ставят на внутришкольный учет?

ТЕМА 3. Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе

ТЕМА 4. Конституция – основной закон государства.

ТЕМА 5. Правонарушение и наказание (Поступок-проступок-преступление)

 

7 класс

ТЕМА 1. Административная и уголовная ответственность.

ТЕМА 2. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония.

ТЕМА 3. Моя ответственность за дисциплину в школе

ТЕМА 4.  Уголовное право Преступление.

ТЕМА 5. Ответственность за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ.

8 класс

ТЕМА 1. Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»

ТЕМА 2. Задержание. Допрос. Протокол. (Что делать, если ты попал в милицию?)

ТЕМА 3. Я и дисциплина в школе.

ТЕМА 4. Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе

ТЕМА 5. Я – гражданин России с точки зрения права.

ТЕМА 6. Трудовое право

ТЕМА 7. Гражданское право

ТЕМА 8. Уголовное право (Ответственность за преступления)

ТЕМА 9. Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»

ТЕМА 10. Практическая отработка (приобретенных знаний, умений, навыков) по поддержанию дисциплины и порядка в школе

 

9 класс

ТЕМА 1. Общественное и правовое положение личности (Права, свободы и обязанности гражданина России)

ТЕМА 2. Народовластие и формы его осуществления (Избирательное право)

ТЕМА 3. Круглый стол «Суицид среди подростков»

ТЕМА 4. Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение» (преступность, наркомания, алкоголизм)

ТЕМА 5. Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»

ТЕМА 6. Трудовой кодекс РФ (Прием на работу, учебу)

ТЕМА 7. Гражданин России (Права и обязанности)

ТЕМА 8. Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»

ТЕМА 9. Дискуссия «Твоя воинская обязанность»

ТЕМА 10. Как бы я организовал поддержание высокой дисциплины и правопорядка в школе

ТЕМА 11.День самоуправления

3.3.ОБЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

27 сент.

День туризма(турслёт) «Туризм против наркотиков»

16 окт.

День подростка

30 нояб.

День согласия и примирения «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»

1 дек.

День памяти жертв СПИДа

Январь

«Неделя профилактики преступлений , направленных против детей»

15 февр.

Международный день семьи.

17  февр.

Всемирный день доброты

Март

«Защити свой сотовый телефон»

 

Оперативно-профилактическое мероприятие «Каникулы»

Апрель

Международный  «День Здоровья»

31 мая

День некурения

17 мая

Международный день детского телефона доверия(8 800 2000 122 )

3.4.ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1 класс

Законы воспитания в семье. Какими им быть?

2 класс

Воспитание ненасилием в семье

3 класс

Как научить сына или дочь говорить «нет»?

4 класс

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

5 класс

За что ставят на учет в милицию?

6 класс

Свободное время – для души и с пользой. Чем занят ваш ребенок?

7 класс

Как уберечь подростка от насилия?

8 класс

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

 

Как научить быть ответственным за свои поступки

9 класс

Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?

 

Закон и ответственность

 

IV. Прогнозируемые результаты реализации Программы

Реализация Программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2012 год призвана способствовать формированию у воспитанников правовой культуры и законопослушности. В результате воспитанники творческих объединений должны:

-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;

- уважать и соблюдать права и законы;

- жить по законам морали и государства;

-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;

- быть толерантным во всех областях общественной жизни;

-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации Программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование  правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

4.1.Критерии, показатели и способы изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности в направлении реализации правового воспитания и законопослушного поведения.

Критерии

Показатели

Диагностические

средства

1.Сформированность интеллектуального потенциала личности.

O Усвоение учащимися образовательных программ.

O Познавательная активность.

O Анкетирование учащихся.

O Школьный тест умственного развтия.

O Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

O Педагогическое наблюдение.

2.Сформированность нравственного потенциала учащегося.

O Нравственная направленность личности.

O Сформированность отношений ученика к Родине, обществу, семье, школе, себе, труду.

O Положительная мотивация к многообразию окружающего мира.

O Анкеты для родителей.

O Педагогическое наблюдение.

O Методика «Недописанный тезис».

O Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

 

V. Координация и контроль реализации Программы

Координация и контроль реализации Программы возложены на администрацию МБОУ «Скальнинская СОШ» Чусовского муниципального района.

По результатам реализации Программы исполнители Программы ежегодно заслушиваются на заседании педагогического совета школы.

 

 

 

Для формирования законопослушного гражданина в МБОУ «Скальнинская СОШ» реализуется программа «Подросток».

В 2012 году в МБОУ «Скальнинская СОШ» по данной программе было проведено 2 семинара и 1 родительское собрание. Были  отражены темы:

Курить - здоровью вредить;

Наркомания: признаки, причины и последствия;

Моя Россия;

Правила общения;

Я имею право на права;

Знаем ли мы свои права;

Скажем наркотикам - нет.

 

В 2012-2013 учебном году реализация  программы  «Подросток»  продолжена.

 

  

Формы работы по профилактике правонарушений

МБОУ «Скальнинская СОШ» в 2012-2013 учебном году

 

-Индивидуальные беседы с учащимися

-Индивидуальные беседы с родителями

-Посещение семей социальным педагогом и кураторами

-Организация дополнительных индивидуальных занятий с учащимися

-Составление и подписание договоров с родителями о сотрудничестве

-Составление и реализация  индивидуальных планов сопровождения

-Привлечение детей в дополнительное образование

-Участие в профилактических мероприятиях и акциях

-Организация  занятости учащихся в каникулярное время

-Организация бесед с учащимися инспектора ПДН

-Организация посещения семей инспектором ПДН

-Организация профилактических бесед инспектора ЛОВД

-Проведение классных часов и мероприятий по профилактике  

     правонарушений

-Вызов  учащихся на Совет профилактики

-Вызов  учащихся и родителей на аппаратное совещание

-Обсуждение, наблюдение учащихся, состоящих на ПМПК

 

 

 

  

Состояние преступности

в МБОУ «Скальнинская СОШ» за 9 месяцев 2012 года

 

Виды преступлений

Кол-во человек

Класс

Статьи

1.Преступления

1чел(2раза)

9

Ст.158 ч.3

Ст.159.ч. 1

2. Общественно-опасное деяние

1

3

Ст.112

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Используются технологии uCoz